Сварочная проволока Диаметры, маркировка и видыПоскольку полуавтоматы для сварки сейчас довольно востребованы, это позволило создать широкий рынок производства сварочной проволоки для полуавтомата. Правильный выбор проволоки позволяет существенно повысить производительность, а также качество самой сварки и сварного шва. Дополнительно повышается и безопасность, что тоже немаловажно для квалифицированных сварщиков.
Типы и маркировка проволоки для сваркиСварочная проволока для полуавтоматов используется как плавящийся электрод при проведении сварочных работ на полуавтомате. Существует около 77 марок проволоки для сварки, качество и состав которых регулирует ГОСТ 2246-70. Этому стандарту полностью соответствует выпускаемая холоднотянутая проволока из низкоуглеродистой стали, легированной, а также высоколегированной стали. Сварочная проволока для полуавтоматов подразделяется по своему назначению на:
Низкоуглеродистая и легированная проволоки сортируются по виду обработки поверхности на неомеднённую и омеднённую (О). Несмотря на большое количество различных марок проволоки для сварки полуавтоматом, в производстве и строительстве широко используют для работы всего несколько. Остальные – это марки специальные, или узкопрофильные. При изготовлении к ним предъявляют особенные требования. Такая проволока предназначается для проведения сварочных работ при строительстве научных комплексов и лабораторий, объектов атомной промышленности и для других современных отраслей промышленности, которые используют высокие технологии. В настоящее время применяются технологии, позволяющие проводить сварку полуавтоматами не только в нейтральной среде защитного газа, но и при помощи проволоки, под слоем флюса. Тип применяемой проволоки, её диаметр и марка всегда зависят от толщины и химического состава конструкций и деталей, подлежащих сварке. В связи с этим, сварочная проволока для полуавтоматов делится на три основные категории:
Если знать маркировку, то одного взгляда на название будет достаточно, чтобы узнать её состав. Таким образом, название Св-08Г2С говорит о следующем: Аббревиатура Св обозначает, что данная проволока сварочная. Буквы и цифры, идущие следом, рассказывают о содержании составляющих элементов в той или иной проволоке. Далее, цифры 08 говорят о массе углерода в сотых долях процента, в этом случае здесь 0,08%. Г – сообщает о том, что в состав проволоки входит марганец, следующая цифра 2 говорит о двухпроцентном его содержании. Буква С указывает на кремний в составе проволоки, если далее цифр нет, то его содержание не превышает 1%. В некоторых случаях необходимо знать дополнительную маркировку проволоки: А – стоящая в конце маркировки, означает, что эта проволока с уменьшенным содержанием вредных веществ, вроде серы или фосфора, а две буквы (АА) говорят о том, что проволока содержит минимум вредных примесей, а сама проволока сделана из металла высокой очистки. Кроме того, внутри маркировки А показывает наличие в составе азота. Х и Н – (хром, никель), в основном используются как легирующие добавки, в том случае, если изготавливается сварочная проволока для нержавейки. Остальные элементы, встречающихся в маркировках: В — вольфрам; Т — титан; Ю — алюминий; Ф — ванадий; Б — ниобий; Д — медь; М — молибден; С — кремний; Ц — цирконий. Можно выделить несколько самых известных производителей проволоки для сварки. Это Компания ООО «Петромет», выпускающая такие популярные в нашей промышленности марки проволоки, как Св-08ГСНТи Св-08Г2С, Св-08ГНМ, Св-08ХМ и др. ООО «Свармонтажстрой», производство которого основано на ряде иностранных технологий и качество выпускаемых изделий соответствует основным международным нормам. Московский производитель ООО «Велд – Метиз». Диаметры сварочной проволокиНоминальные диаметры проволоки применяемой для сварки полуавтоматом имеют размеры от 0,3 мм до 12 мм. Всего существует 17 стандартных диаметров. Предварительно, при сварке автоматом выбирают проволоку диаметром до 5 мм, а при полуавтоматической, механизированной – до 2 мм, в основном её диаметр зависит от толщины металла. Для достижения требуемого качества сварочного шва, при сварке деталей и конструкций из легированных и высоколегированных сталей, химический состав самой проволоки обязательно должен быть таким, чтобы в получаемом шве содержание углерода ограничивалось 0,10 – 0,12%, а кремния было менее 0,5%. Для сварки специализированных сталей применяются высоколегированные аустенитные и ферритные сварочные проволоки. Однако аустенитная высоколегированная сварочная проволока для полуавтоматов после волочения нагартовывается (нагартовка – наклёп) и становится более жёсткой, а её пластичность снижается. В связи с этим подача проволоки такого малого диаметра от 2 – 3 мм по шлангам при сварке полуавтоматом, облегчается, в отличие от подачи проволоки большего диаметра. Сварка с применением газовой смеси отличается лучшими техническими показателями. Поэтому в настоящее время повсеместно используют смесь углекислого газа и нейтрального аргона, имеющую процентное соотношение – 75-80% Ar и 20-25% CO2.
Контроль расхода сварочной проволокиВ процессе сварки на полуавтомате, необходимо вести учёт расхода проволоки для сварки и газовых смесей. Это обеспечивает экономию расходных материалов на производстве и ведёт к снижению себестоимости самих работ. На расход проволоки для сварки оказывают влияние такие показатели как:
Во многих случаях, расход используемой сварочной проволоки считается до 1,5 % от веса всей конструкции. А вес проволоки превышает вес наплавляемого материала до 6%, так как имеют место угар и отходы. Нормы расхода определённых марок проволоки на метр сварочного шва определяются по формуле М = НР • КР. (где М – масса наплавляемого металла, напрямую зависящая и от металла, и от вида сварочного шва). КР – коэффициент расхода используемой проволоки (значение берётся из таблиц). Исходя из данной формулы рассчитывают потребность в сварочной проволоке не только для конкретного вида работ, но и для всего предприятия в течение времени. Современные механизмы и скорость подачи сварочной проволокиСварочные полуавтоматы классифицируют следующим образом:
Полуавтоматы для сварки с применением защитных газов оборудованы специальным клапаном, прекращающим подачу рабочего газа по окончании сварки. В полуавтоматах для сварки под флюсом всегда есть горелка с воронкой. Осуществляется более мощная подача проволоки, чем на другом оборудовании, поскольку для этой сварки необходима проволока большого диаметра. Сварочные полуавтоматы разделяют на бытовые, полупрофессиональные и профессиональные, в зависимости от силы тока и длительности работы самого аппарата. А также бывают передвижными, стационарными и переносными. Промышленные полуавтоматы изготавливают только для работы в режиме трёхфазного тока. Швы, получаемые при использовании в работе таких аппаратов гораздо более качественные и ровные. Полуавтоматы для сварки современной порошковой проволокой снабжены специальным устройством подающих роликов, чтобы не допустить деформации рабочей проволоки. Универсальные полуавтоматы укомплектованы вспомогательными приспособлениями (сварочными горелками, роликами для подачи проволоки и др.), что даёт возможность с успехом использовать их для различных видов сварки. К механизму подачи проволоки к горелке относятся – электродвигатель, редуктор и, конечно, подающие ролики. Вид подающего устройства (относительно газовой горелки), может быть тянущий, толкающий и универсальный. При подаче проволоки устройством толкающего типа, подающие ролики находятся у самого шланга сварочной горелки и равномерно толкают проволоку непосредственно в канал горелки. Используется всегда при сварке стали. С помощью подачи проволоки на полуавтомате механизмом тянущего типа проволока попадает в канал горелки. Это придаёт ей дополнительный вес, но тем не менее, такой механизм часто устанавливают в полуавтоматах для сварки алюминия. Сварочная проволока для полуавтоматов служит не только для улучшения качества шва, но и непрерывности сварочных работ. Подачу тянуще – толкающего типа применяют для сварки алюминия в случае значительного удаления основного сварочного механизма от места сварки. Скорость подачи проволоки необходимо настраивать для каждого случая и регулировать по ходу работ. Основную регулировку скорости подачи выполняет коробка передач и комплект шестерён. В таком случае приводом служит трёхфазный асинхронный двигатель. Недостатком данной регулировки скорости является трудность подбора необходимого режима для сварки. Особенно при работе с тонким металлом. Плавное регулирование необходимой скорости подачи проволоки очень малого диаметра достигается при использовании в работе двигателя постоянного тока, путём плавного изменения числа оборотов головки двигателя. Скорость подачи может доходить до 150 м/ час. При настройке скорости подачи важна толщина металла, состав и диаметр выбранной сварочной проволоки. Получить качественный сварочный шов возможно только при тщательной регулировке скорости путём нескольких пробных сварок.
|