Remont-master-info.ru » Инструменты, оборудование

Технический эндоскоп Увидеть всё изнутри

Технический эндоскоп Увидеть всё изнутри с фото
Зондирование человеческого организма как метод обнаружения и предупреждения болезней известна давно. По сути, ту же роль, но в отношении технических систем выполняет эндоскопия. В частности, визуальная диагностика текущего состояния нефтегазопроводов применяется с целью мониторинга их надёжности и работоспособности. Эндоскопы – неотъемлемая составляющая современных станций технического обслуживания (СТО) автотранспорта. Автомобиль, как техническое средство передвижения, постоянно находится в действии, и своевременное обнаружение даже мелких дефектов сможет предотвратить немало аварий.

История эндоскопии

Технический эндоскоп функционирует следующим образом. Рабочая часть прибора представляет собой трубку — камеру небольшого сечения, в которой установлена осветительная оптоволоконная система. Она освещает диагностируемую зону и передаёт полученное изображение через блок линз на окуляр, где картинка может быть рассмотрена оператором.

Первые эндоскопы представляли собой чисто оптическое устройство, поэтому были довольно громоздкими, а изображение, рассматриваемое в окуляр, невозможно было увеличить. Кроме того, технические эндоскопы требовали весьма сильного освещения рабочей зоны. Это возможно при осмотре сравнительно габаритных предметов – например, отдельных участков трубопроводов, но совершенно неприемлемо при попытке проконтролировать текущее состояние мелких деталей и узлов, находящихся в труднодоступных для визуального осмотра местах. Ситуация коренным образом изменилась, когда в эндоскоп была вмонтирована миниатюрная камера, которая через стандартный USB-разъём может быть подключена непосредственно к компьютерному монитору.

Конструктивные исполнения технических эндоскопов

Современный эндоскоп может быть выполнен в двух вариантах:

  • Жёстком, когда передающая трубка не имеет возможности изгибаться в пространстве. Такие приборы называются бороскопами, и используются для визуальной диагностики внешних поверхностей, доступ к которым не затруднён;
  • Гибком, когда передающая изображение система может позиционироваться в любом необходимом положении. Это – фиброскопы, и они применяются для диагностики внутренних элементов, например, для оценки текущего состояния блока головок двигателя автомобиля. Ввод следящей камеры такого эндоскопа во внутреннее пространство исследуемого узла производится через технологические отверстия в корпусе, для чего зондирующая головка прибора должна обладать весьма малыми размерами.

В современных технических эндоскопах сигнал воспринимается многопиксельной светочувствительной матрицей, причём от количества пикселей зависят разрешение прибора и чёткость картинки. Элементы такой матрицы производят преобразование оптически принятого изображения в соответствующий электрический импульс, который и отображается на экране. Соответственно, оператору нет обходимости всматриваться в окуляр небольших размеров, а оценка результата такого сканирования выполняется непосредственно по экрану монитора. При этом габариты камер современных эндоскопов обычно не превышают 10…15 мм.

Технический эндоскоп первого поколения представлял собой жёсткую систему линз, а изображение от камеры выводилось на чёрно-белый монитор через выход VGA. Такого рода приборы используются и сейчас, особенно в тех случаях, когда зондированию подвергаются достаточно крупные узлы автомобиля. Например, при повышенном потреблении масла достаточно оценить внешний вид поверхности рабочих цилиндров. В то же время, для диагностики внутренних деталей и узлов, которая обычно носит качественный характер, важно оценить и изменения в цвете исследуемой поверхности. В таких случаях применяются эндоскопы с цветными мониторами SVGA, разрешение которых намного выше.

Эффективность применения технических эндоскопов

На СТО чаще всего рассматриваемые приборы используются для:

  • Оценки текущего состояния цилиндро-поршевой группы автомобиля.
  • Осмотра элементов трансмиссии.
  • Определения качества антикоррозионного покрытия в труднодоступных местах автомашины.
  • Изучения состояния кабельной электроразводки по кузову.
  • Осмотра коленчатого и распределительного валов.
  • Диагностики поверхности литых и штампованных деталей с целью выявления поверхностных трещин, раковин и прочих дефектов.
  • Технический эндоскоп относится к числу приборов, которые применяются не только на СТО, но и фирмами-производителями автотехники. Там с их помощью выполняют визуальную оценку наиболее ответственных узлов во время производственных испытаний или краш-тестов машин.

    Цена прибора определяется его комплектностью. Например, эндоскопы далеко не всегда комплектуются отдельными мониторами, поскольку в их конструкции предусмотрен обычный USB-разъём, при помощи которого прибор всегда можно подключить к компьютеру или ноутбуку. Цена на такой эндоскоп является вполне доступной, даже для небольших СТО.

    Совершенствование конструкций технических эндоскопов происходит в направлении увеличения разрешающей способности камер, снижения их размеров, применения специальных USB-удлинителей, которые позволяют наблюдать изображение с расстояния до 8…10 м. Оптоволоконные зонды приборов становятся ещё более гибкими, тем самым увеличивается проникающая способность прибора.

    Эндоскоп для своего функционирования требует предварительной установки программного обеспечения. После этого установки каких-либо дополнительных  драйверов не требуется. Многозонная подсветка исследуемой части конструкции или автомобиля при помощи миниатюрных светодиодов (их количество в современных приборах может быть 6 и более) обеспечивает чёткость цветной картинки и, следовательно, максимальную информативность для специалистов. Отзывы об эффективности применения таких приборов – положительные, поскольку качество диагностики повышается, а время для её выполнения – сокращается.

    Топ-тройка моделей гибких эндоскопов

    Согласно отзывам потребителей таких приборов, наибольшим спросом пользуются:

  • USB-эндоскоп ADD 1100 с зеркальной насадкой. При весьма умеренной цене прибор позволяет выполнять мониторинг бензиновых двигателей с осмотром всех труднодоступных мест и деталей, характеризующихся наибольшим износом. Такой эндоскоп позволяет ввод камеры через отверстие в форсунке камеры сгорания, с последующей визуальной оценкой состояния клапанов и стенок цилиндров. Возможен осмотр пространства под капотом, что исключает применение автомобильного подъёмника.
  • Эндоскоп ADD 1100mini, идеально подходящий для текущей диагностики дизельных автомашин. Прибор характеризуется уменьшенными размерами камеры (5,5 мм) при сохранении прежней чувствительности матрицы. Это даёт возможность использовать для ввода камеры отверстие распылителя. Особо тонкий зонд обладает высокой подвижностью, а его корпус выполнен из влагонепроницаемого материала. Цена такого прибора несколько выше, но удобство и портативность прибора того стоят.
  • Видео_Э – технический эндоскоп со встроенным жидкокристаллическим экраном. Удобство пользования таким прибором заключается в том, что для него не требуется специального подключения к компьютеру. Имеющийся USB-разъём предназначен для питания, однако прибор может работать и на батарейках. Высокое качество подсветки позволяет устройству эффективно функционировать в полной темноте. Автономность прибора вполне оправдывает более высокую цену на него, что подтверждается и благоприятными отзывами пользователей.
  • Репост
    Наверх