Remont-master-info.ru » Инструменты, оборудование

Ручной гайковёрт «Мясорубка» дальнобойщика

Ручной гайковёрт «Мясорубка» дальнобойщика с фото
В автомобилях, особенно в грузовиках, автобусах или специальной технике, часто применяются резьбовые соединения довольно больших размеров. Практически любой водитель сталкивался с проблемой, когда болт (или гайка) настолько «прикипел», что отвернуть его — серьёзная проблема, даже при наличии соответствующей головки и немалого размера удлинителя. В таких случаях выручает ручной гайковёрт-мясорубка, с помощью которого отвинчивание крепежа происходит значительно легче.

Принцип действия гайковерта-мясорубки

Конструкция этого инструмента достаточно проста и представляет собой планетарный редуктор, собранный в металлическом корпусе. Активное вращение рукоятки передаётся на выходной вал, при этом головка инструмента совершает обороты гораздо медленней, чем вращается ручка, однако усилие, передаваемое на болт или гайку, увеличивается многократно. За счёт увеличения крутящего момента ручной гайковёрт-мясорубка справляется с крепёжными элементами, которые открутить вручную практически невозможно. Для грузовиков, автобусов, тракторов, другой крупногабаритной техники наличие подобного устройства может оказаться очень полезным.

Внешне ручной гайковёрт выглядит как металлический цилиндр с отходящей от него под углом ногой-упором (упорным шипом), вся механика собрана внутри. Снаружи остаются два концевика под квадрат — на один одевается рукоятка, на другой головка, непосредственно вращающая крепёж. Инструмент полностью механический, не требует доступа к электричеству, сжатому воздуху и чему-то подобному. Соответственно, пользоваться им можно в полевых условиях, в дороге. Водители грузовиков, регулярно бывающие в длительных, продолжительных рейсах, оценили гайковёрт, многие из них возят его в машине постоянно.

В использовании ручной гайковёрт-мясорубка очень прост. Головка должна плотно сидеть на квадрате и гайке, ручка — на своём хвостовике. Упорный шип плотно прижимается к поверхности колёсного диска и упирается в соседнюю гайку. Следует помнить, что вращение рукоятки и гайки, как правило, направлены в разные стороны. После того, как крепёж сорван и стал вращаться легче, имеет смысл снять гайковёрт, установить удлинитель и закончить отвинчивание вручную. При закручивании гаек или болтов при помощи этого инструмента нужно быть очень внимательным и осторожным. Из-за того, что усилие рукоятки увеличивается многократно, нередки случаи сворачивания резьбы и поломки шпилек.

Достоинства и недостатки ручных гайковёртов

Поскольку в основе конструкции лежит мультипликатор, преобразующий крутящий момент и усиливающий его, то и достоинства инструмента связаны с этим. Выделяют следующие преимущества, которыми обладает механический гайковёрт:

  • простота конструкции и, соответственно, высокая надёжность;
  • плавное, но мощное отвинчивание крепежа;
  • полная автономность;
  • относительно небольшие габариты;
  • удобство работы, экономия усилий;
  • упрощение ремонта и экономия времени.

В качестве недостатков иногда называют довольно большой вес ручного гайковёрта, однако следует понимать, что масса обусловлена тем, что при производстве гайковёртов применяются надёжные и прочные металлы (сплавы). Понятно, что сделать инструмент максимально надёжным, но при этом ещё и лёгким довольно сложно. Принципиально это возможно, но цена ручного гайковёрта была бы слишком большой. Кроме того, иногда недостатком считают излишнюю мощность, поскольку при неаккуратном использовании мультипликатор легко может сломать крепёж или оборвать резьбу. Этот недостаток также весьма условный, поскольку осторожность и тщательность необходимы при работе с любым инструментом, даже самым простым.

Производится несколько разновидностей ручного гайковёрта. Упорный шип может быть сделан единым целым с корпусом или перемещаться вдоль него. Если упор двигается, то в определённых положениях он может быть закреплён с помощью специального механизма. Кроме того, выделяют устройства с подшипником или с редуктором, валы которого вращаются на втулках. Цена подшипникового гайковёрта для грузовиков выше, однако он считается более надёжным, удобным и долговечным. Выпускаются также двухскоростные мультипликаторы. Отличаются передаточные числа, бывают обычные или удлинённые гайковёрты.

Особенности обслуживания. Цены

Как и другие виды инструмента, ручной гайковёрт-мясорубка для долгой и успешной эксплуатации требует бережного отношения. Кроме этого, пользование любым механическим устройством должно отвечать определённым требованиям безопасности. На корпусе и элементах мультипликатора (ручке, головках) не должно быть острых кромок, сколов или трещин. Слишком большие нагрузки при работе также недопустимы. Торцевая головка и рукоятка должны быть одеты плотно, не иметь люфта. Применять изношенные, с разбитым шестигранником головки нельзя. Перед использованием следует удостовериться, что головка одета на крепёж полностью, до упора.

Для продления срока эксплуатации и содержания инструмента в рабочем состоянии необходимо своевременное обслуживание и ремонт. Кроме того, даже если ручной гайковёрт полностью исправен, нужно соблюдать условия его хранения. Необходимо следить, чтобы вода и грязь не попадали на гайковёрт, а если попали, то инструмент был очищен при первой возможности. Устройство требует периодической смазки. Цена небрежности — выход из строя в самый неподходящий момент.

Расценки на ручные усилители крутящего момента могут очень сильно отличаться. Если рассматривать гайковёрты для грузовиков, то цена их составляет от 2 до 10 тыс. рублей. Есть мультипликаторы, применяемые для промышленных или строительных целей, их стоимость может колебаться от 80 до 200 тыс. рублей.

Стандартный механический гайковёрт-мясорубка, привычный для водителей-дальнобойщиков, не занимает много места в грузовике или автомастерской. Он относительно недорог, надёжен и работает долгие годы.

Репост
Наверх